Библиотека и немотивированные дети

Родительская категория: ROOT Категория: коллегам Опубликовано: 26.02.2018 Автор: Альберт Борисович

Библиотека и немотивированные дети

  В школе создаются все условия для работы с одаренными детьми. «Трудные» дети тоже не лишены внимания. Мы действуем, подгоняя жизненные ситуации под привычный стандарт, работая только с детьми, создающими проблемы. Вся работа классного руководителя, учителей-предметников, социально-психологической службы школы обращена именно на эти категории детей. Обделенными внимания остаются «среднячки», особенно те, у которых нет мотивации к учебе или как называем мы, «тихие». Они не создают проблем, ведут себя тихо, мало активны в движении, в общении с другими детьми, в большинстве своем не любят отвечать устно на уроках, говорят тихо.

   В связи с этим, встают вопросы: «Что мы знаем о «тихих» детях? Почему они становятся «тихими» для нас?»

   «Тихие», немотивированные дети - это дети, которым трудно. Им трудно жить среди нас, так как они лишены внимания, не могут реализовать себя, чувствуют себя оставленными. И вместо того, чтобы показать и проявить себя, самоутвердиться, постигать новое, они замыкаются в себе. Ощущение своей оставленности формирует в сознании такого ребенка «комплекс неполноценности»: у него развивается неуверенность в своих знаниях, повышенная чувствительность к мнению окружающих людей, болезненная ранимость, склонность к обидчивости, упрямству. Они не претендуют на проявление «особого внимания к себе» как одаренные или «трудные» дети, но у них особенно острая потребность в понимании, любви и сострадании.

   Самым общим принципом педагогики трудновоспитуемости, а в нашем случае немотивированности, пассивности, «тихости»  является гуманно-личностный подход к ребенку. Он разработан в трудах крупнейших педагогов и психологов мира (Амонашвили Ш.А., Корчак Я., Сухомлинский В.А., Роджерс, Френе, Штейнер и др.).

Причинами, в результате которых дети попадают в такое состояние, являются:

 - особенности характера,

- негативный социально-психологический опыт взаимоотношений с окружающими, невротизация в семье (неблагополучие в семье, завышенные требования, сравнения с другими детьми, высмеивания)

- недостаток либо отсутствие положительного эмоционального опыта: ласки, приятия, признания, дружелюбия.

   Для того, чтобы помочь ребенку преодолеть возникшие в его жизни трудности, школьная библиотека разработала программу «Это Я». Она включает в себя работу с «тихими» подростками, детьми из многодетных и социально-неблагополучных семей.

Цель нашей работы:

- Создание условий развития познавательных интересов, расширения кругозора (вовлечение в конкурсы, олимпиады, смотры, организация устных журналов, экскурсий, посещений выставок, дальних поездок и т.п.).

Задачи, которые решает библиотека, работая по этой программе:

- помочь ребенку в определении жизненных ценностей;

- научить юного человека через книгу увидеть в окружающем его мире доброту, сердечность, духовное благородство и другие высокие нравственные качества;

 - помочь обучающемуся в развитии своих интеллектуальных и творческих способностей.

 

1-й шаг осуществления программы заключался в консультации со социально-психологической службой школы и методическим объединением классных руководителей (выяснения причины низкой мотивации: неумение учиться или ошибки воспитательного характера).  

2-й шаг  - изучение  читательских интересов. С этой целью было проведен опрос «Библиотека и ты: Что для тебя чтение?»

3-й шаг -  индивидуальная работа: беседы, рекомендация книг, привлечение к проведению

мероприятий, совместные проекты и помощь.

  Особенно актуально развитие у ребенка умения преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что он умеет и хочет, но и то, что ему не нравится, но необходимо.

                               Золотые правила для индивидуальной работы:

  1. ПОМНИТЬ, что ребенок – ЛИЧНОСТЬ.
  2. ТАКТ в разговоре с ребенком. Разговор начинать с похвалы (комплемента) и не предъявлять претензии.
  3. Ребенок должен знать и чувствовать вашу ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ ЕГО УСПЕХАМ.
  4. Всегда помнить ВОЗМОЖНОСТИ СЕМЬИ ребенка.
  5. Советы (рекомендации) давать НЕ НАВЯЗЧИВО.
  6. НЕ ДАВАТЬ беспочвенных обещаний.
  7. БЫТЬ ОПТИМИСТОМ.

Карточка  «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» заполняется вместе с ребенком. Так составляется совместный план работы на год, который корректируется в ходе работы и в конце учебного года анализируется, что удалось выполнить.

Планируемое мероприятие

 

ЧТО?        ГДЕ?

Дата

 

КОГДА?

Отметка

об исполнении

УРАА! ?

       
       

 

4-й шаг - работа с родителями: беседы, рекомендация литературы. Часто родители не понимают проблем своих детей. Это происходит, в частности, из-за сильной загруженности родителей работой или нехваткой внимания к детям в многодетных семьях.

 

   Привлечение «тихих» подростков и детей из социально-неблагополучных семей к культуре чтения книг, массовым мероприятиям и различным конкурсам — задача непростая. Они все время ждут подвохов, неудач.

Благодаря программе «Это Я», основанной на принципе ориентации на позитив, сформулированным А.С.Макаренко, ребята начинают постепенно начинают верить в себя, более серьезно относиться к учебе, раскрывать свои таланты и способности в кружках и творческих студиях. Дети охотно приходят на занятия, находят себе хороших друзей, с большим удовольствием отправляются с педагогами на экскурсии.

Принцип ориентации на позитив (по А.С.Макаренко):

  1. Выявление у ребенка качеств, способностей, умений, которые могут получить положительную оценку в коллективе, и всяческое их развитие.
  2. Постепенное усложнение заданий по содержанию и объему, поощрительная оценка достигнутых учащимся успехов.
  3. Систематическое поощрение за успехи.
  4. Постепенное приучение к правильному отношению к критике.
  5. Формирование способности и навыков самодисциплины и самоорганизации.
  6. Поручение учащемуся не всегда интересных для него, но нужных дел при постепенном их усложнении, обязательном осмыслении значимости сделанного для самовоспитания и саморазвития, т.е. нахождение личностных смыслов в социально значимых делах.
  7. Привлечение подростка к различным конкурсам и викторинам (от заочных постепенно к публичным).
  8. Привлечение учащихся к активному участию в НПК, способствующих преодолению застенчивости, неуверенности.
  9. Систематическое оказание ему помощи в учебной и другой работе, в общении со сверстниками.

                                           

  Программа работает с 2011 года. За эти годы охвачены 10 обучающихся. Из них 7 из многодетных семей, один ребенок-инвалид, 4 из неблагополучных семей. 5 детей занимаются с 5 класса. Трое занимаются с 7 класса. Из младших школьников – 2. У всех детей наблюдалось низкая мотивация к учебе.

   Мы рады, что трое обучающихся продолжили свою учебу в школах повышенного уровня: в лицей поступили 2 учеников, в  гимназию – 1 ученик. У остальных повысилась успеваемость, стали заниматься в кружках и секциях и все стали участниками, призерами и победителями конкурсов, викторин, НПК.

   Мы не останавливаемся на достигнутом, впереди ждут ВЕЛИКИЕ ДЕЛА.

 

 

Использованная литература:

  1. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежной. – М., 1972.
  2. Епифанова С. Формирование учебной мотивации // Высшее образование в России.-2000.-№ 3.
  3. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у учащихся. – М., 2000, 175с.

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 88