Шаблоны для Joomla 3 здесь

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности (ФГОС) «Страна Читалия»

Родительская категория: ROOT Категория: библиотеке Опубликовано: 26.02.2018 Автор: Альберт Борисович

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

МР «Таттинский улус»

МБОУ «Ытык-Кюельская средняя общеобразовательная школа № 2 имени Д.А.Петрова»

 

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО начальных классов

Захарова М.Д..

_____________

 

Протокол №_______

«_____»_____________2017г.

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УМР

Лопатин Г.В.

_____________

 

«_____»_____________2017г.

 

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

Сергеев Д.В.

______________

 

Приказ №_________

«_____»_____________2017г.

 

 

Рабочая образовательная программа  внеурочной деятельности (ФГОС)

«Страна Читалия»

(2-4 классы)

 

 

 

Количество часов: 35 ч.

Количество часов в неделю: 1 ч.

Педагог-библиотекарь: Мочкина М.Д.

 

Пояснительная записка

В наш век научно-технического прогресса, когда телевидение и компьютерные игры занимают  одну из ведущих ролей в жизни ребенка, дети практически совсем потеряли интерес к чтению. В последнее время дети ограничиваются чтением лишь в рамках школьной программы. Но стоит заметить, что определенный круг учеников не выполняет и этого необходимого минимума. Родители же мало интересуются тем, что читают их дети, перестали выписывать периодическую литературу. Сами же школьники ограничиваются лишь покупкой комиксов и сканвордов. Ценность книги и чтения как часть духовного роста  и повышения интеллекта неумолимо падает.

Педагоги всерьез озадачены проблемой детского чтения. Ведь современное общество заинтересовано в высококультурных, глубоко нравственных,  и социально активных гражданах. Для достижения этой цели обычного получения знаний бывает недостаточно. На современном этапе педагог должен создать необходимые условия для того, чтобы чтение для ребенка было не только обязанностью, но и потребностью. Только в этом случае можно говорить о полноценном развитии ребенка как личности.

Для решения данной проблемы мною создана программа «Страна Читалия».

Цель программы: создание необходимых условий для формирования интереса к чтению и самостоятельной читательской деятельности.

Задачи программы:

  1. Обучить учащихся навыку осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения.
  2. Создать условия для формирования индивидуального читательского кругозора.
  3. Совершенствовать виды речевой деятельности и эстетическое отношение к искусству слова.
  4. Развивать художественно-творческие и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость при чтении художественных произведений.
  5. Создать условия для проявления интереса у учащихся к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
  6. Создать условия для формирования представлений о добре и зле, развития нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России, в том числе Республики Саха.

Отбор литературного содержания ориентируется  на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской литературе. На занятиях дети также знакомятся с литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в нашей местности.

Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий проводится по следующим критериям:

  • Все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей младшего школьного возраста;
  • Все литературные произведения, используемые на занятиях, являются логическим продолжением школьной программы по данному предмету;
  • Мероприятия должны вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме;
  • К данным мероприятия готовится заранее не только учитель, но и учащиеся, а иногда и родители.

Программа построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферу ребенка.

Формы организации занятий:

  • Литературные игры и конкурсы;
  • Занятие-праздник;
  • Устный журнал;
  • Занятие-спектакль;
  • Занятие-интервью;
  • Интегрированное занятие.

Условия реализации программы: реализация программы невозможна без использования ресурсов:

  • Художественная литература в школьной и детской библиотеках;
  • Учебно-методические материалы;
  • Наглядные демонстрационные пособий и таблиц;
  • Интернет-ресурсы;

fинтеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.

 

 

                                                          

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Тематическое планирование 2 «А», «Б», «В»  классы

Тема занятия

Виды деятельности

Содержание занятия

Дата

проведения

1

Вводное занятие

Проектная деятельность

«Что я читал летом» Защита дневника чтения

 

 

2

Суорун Омоллоон оло5ун чахчылара

Выставка книг.

Знакомство с читателем

 

 

3-5

«Суорун Омоллоон. Бээчэ бэргэһэтэ.

Чтение и рассматривание.

 

 

 

 

6-8

Суорун Омоллоон. Остуоруйалар.

Чтение. Иллюстрации. Мультфильмы

Муммут уолаттар. Саһыл уонна эһэ. Чөркөй уонна Хаххан.

 

 

9

Суорун Омоллоон. Түмүктүүр уруок

Конкурс иллюстраций. Викторина

Интерактивная  викторина «Бээчэ бэргэьэтэ»

 

 

10-17

Корней Иванович Чуковский

Чтение. Выставка книг писателя. Конкурс рисунков и поделок. Конкурс чтецов. Квест - игра

Мойдодыр. Путаница. Телефон. Доктор Айболит. Бармалей. Краденое солнце. Тараканище. Муха-Цокотуха.

 

 

18-20

Знания – наблюдениям сродни. Рассказы о животных.

Чтение. Выставка книг писателей. Конкурс рисунков. Конкурс кроссвордистов.

Знакомство с писателем – беседа. В.Бианки. Н.Сладков. Е.Чарушин. Чтение. Мультфильм

 

 

21

Детские энциклопедии.

Выставка. 

Практическая работа.

 

 

22-25

Валентина Осеева

Чтение. Мультфильм. Выставка книг писателя.

Викторина. Инсценировка.

Волшебное слово. Три товарища. Сыновья. Синие  листья. – Чтение. Составление вопроса. Викторина «Умники-умницы»

 

 

26-28

Катаев В. Цветик-семицветик

Беседа. Чтение. Мультфильм. Квест – игра «Лети, лети, лепесток…»

Знакомство с писателем. Чтение. Составление вопроса.

 

 

29

Герой Д.А. Петров.

Беседа. Встреча с дочерью А.Д.Петровой. Выставка книг

Сахалартан со5отох Албат аат уордьан толору кавалера.

 

 

30-31

Герой о5олор

Беседа. Просмотр докум. фильма.

 

 

 

32-34

Мин дойдум Саха сирэ –Таатта - Ытык Күөл

Беседа. Работа с атласом. Игра по станциям

Игра по станциям «Билэр-билбэт Ытык-Күөлүм»

 

 

35

Сыллаа5ы түмүктүүр уруок.

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Тематическое планирование 3 «А»  класс

 

Тема занятия

Виды деятельности

Содержание занятия

Дата

проведения

1

Вводное занятие

Проектная деятельность

«Что я читал летом» Защита дневника чтения

 

 

2

Суорун Омоллоон. Оло5ун чахчылара.

Выставка книг.

Знакомство с читателем

 

 

3-4

Суорун Омоллоон. Остуоруйалар.

Чтение. Иллюстрации.

Муммут уолаттар. Саһыл уонна эһэ. Чөркөй уонна Хаххан. Анализ поступков героев, предложение своего решения проблемы.

 

 

5-6

Суорун Омоллоон. Кэпсээннэр.

Чтение. Конкурс детских иллюстраций. Викторина. Выставка книг писателя.

Чапаайдыы атака. Чиэьинэй быьыы. Составление вопросов.  Анализ поступков героев, предложение своего решения проблемы.

 

 

7

Суорун музейдара

Беседа

 

 

 

8

Суорун Омоллоон. Түмүктүүр уруок

Конкурс иллюстраций и поделок. Викторина

Интерактивнаят викторина «О5олор до5отторо – Суорун Омоллоон»

 

 

9

Наши помощники – словари.

Выставка словарей

Практическая работа

 

 

10-13

Былатыан Ойуунускай

Беседа. Чтение.

Түмүктүүр уруок.

Тураах тууһута. Обуннаах о5о. Өйдөөх о5о.

Конкурс  чтецов. Викторина.

 

 

14

Басни И.Крылова

Чтение. Выставка книг писателя. Мультфильм (просмотр). Инсценировка.

Аппарат книги: титульный лист, аннотация, оглавление. Сравнение русского и якутского текста басен.

 

 

15-16

С.А.Саввин – Күн Дьирибинэ. Υгэлэр.

Чтение. Иллюстрация. Выставка книг. Громкая читка по ролям

Знакомство с писателем – беседа. Υс үгэ.

 

 

18-19

А.Волков. Волшебник Изумрудного города.

Чтение. Просмотр фильма. Читательская конференция.

Особенности чтения книг  большого объема. Составление плана, опорные слова и предложения.  Анализ поступков героев, предложение своего решения проблемы.

 

 

20-22

Джозеф Редьярд Киплинг. Книга джунглей.

Чтение и рассматривание. Просмотр м/ф «Маугли». Выставка книг писателя.

Первый английский лауреат Нобелевской премии по литературе (1907г.). Викторина.

 

 

23-24

Ершов П. Конек-Горбунок.

Чтение. Выставка книг. Викторина. Защита презентаций

160 лет - Ершов П.П. «Конек-Горбунок» (1856, публикация полного издания сказки)

 

 

24-27

Братья Гримм. Сказки

Чтение. Выставка книг. Иллюстрация. Викторина.

Коллективная работа над викториной.

 

 

28-30

А.Толстой. Золотой ключик, или приключения Буратино.

Чтение. Иллюстрация. Инсценировка.

80 лет - Толстой А.Н. «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1936, написание и издание повести-сказки)

 

 

31

Герой Д.А.Петров

Беседа. Выставка книг.  Встреча с дочерью Героя.А.Д.Петровой.

Сахалартан со5отох Албан аат орден толору кавалера Д.А.Петров 95 сааьа.

 

 

32-33

Л. Пантелеев. На ялике.
Первый подвиг.

Чтение. Коллективная работа

Дети во время ВОВ.

 

 

34

Сэрии кэминээ5и о5олор

Проектная деятельность

Воспоминания бабушек и дедушек, защита

 

 

35

Итоговое занятие

 

  Литературная викторина

 

 

 

Тематическое планирование. 4 «А» класс

 

Тема занятия

Виды деятельности

Содержание занятия

Дата

проведения

1

О чём рассказывают журналы?

 

Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. Обобщение сведений о книгах - справочника.

Детская периодическая печать: журнал «Музрилка», «Юный натуралист», «Весёлый затейник» и т.д.

 

 

2

«Где, что, как и почему?»

Книги-справочники, энциклопедии

Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. Обобщение сведений о книгах-справочниках.

Изготовление книжки-самоделки «Знаете ли вы?». Работа со справочной детской литературой.

 

 

3-4

Евгений Шварц. Сказка о потерянном времени.

Чтение. Выставка книг. Викторина. Защита презентаций.

 

 

 

5-6

«Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны ?»

Книги о ребятах-сверстниках, участниках ВОВ.

Анализ и оценка умения коротко, понятно, интересно рассказать о прочитанной книге.

Л.Пантелеев. Первый подвиг. На ялике.

Уйбаан Нуолур. Саллаат о5ото Чооруона.

Знакомство с аннотированным рекомендательным указателем книг и приёмами аннотирования. Оформление аннотаций на прочитанные книги.

 

 

7

«Из истории нашей Родины»                 Книги о далеких по времени событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века.

Знакомство с творчеством С. Алексеева.  Устное аннотирование книг по теме урока.

Чтение рассказов и очерков о героях наших дней из детской периодики, в Интернете.

 

 

8-9

«В путь, друзья!»

Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных

Анализ книг. Выделение эпизодов, воспитывающих чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание.

Подготовка и проведение литературного марафона «В путь, друзья!» - по материалам прочитанных книг

 

 

10-12

«Обыкновенная биография в необыкновенное время»

Аркадий Гайдар. Военная тайна

Знакомство с новым видом издания – с собранием сочинений писателя. Выборочное чтение, пересказ, декламация отрывков, воссоздающих образ А. Гайдара – бойца, писателя, гражданина.

Оформление презентации «Книги Гайдара и о Гайдаре».

 

 

13-15

«Родные поэты».                                                     Стихи поэтов – классиков 19-начала 20 века для детей: русские - В. Жуковский, М. Лермонтов, Н. Некрасов, якутские – А.Е Кулаковский, А.И.Софронов.

Знакомство с широким кругом поэтов-классиков, с тематикой их творчества. Чтение избранных стихов наизусть. Чтение стихов ряда поэтов-классиков.

Отбор нескольких стихотворений для чтения вслух, наизусть. Литературная игра «Знаешь ли ты поэтов-классиков?»

 

 

16-18

«Творцы книг»                                                        Рассказы о писателях, о художниках иллюстраторах и о тех, кто книги печатает. (Н. Шер «Рассказы о русских писателях», К. Паустовский «Далекие годы»- повесть о детстве и юности, Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»- повесть о детстве.)

Беседа о том, с какими книгами познакомились, кто какое направление выбрал для самостоятельного чтения, о чем узнал.

Коллективная презентация «Творцы книг». Оформление выставки книг приключенческого жанра.

 

 

19-21

«Бороться и искать, найти и не сдаваться!»

Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ» Кир Булычов «Гостья из будущего» В.Губарев «Путешествие на Утреннюю Звезду»

Углубленное рассмотрение книг приключенческого жанра.

Литературная викторина по произведениям раздела «Зарубежная приключенческая классика»

 

 

20 - 22

«От благодарных читателей»                     М.Твен «Приключения Тома Сойера» Д.Свифт «Путешествие Гулливера»

 

Анализ книг. Выделение эпизодов, воспитывающих чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание, уважение  к старшим.

Формулирование своего отношения к происходящему в произведении, составление характеристики главных героев.

 

 

23 - 24

«Современные писатели - детям»

Е.Велтисов «Мальчик из чемодана» (Приключения Электроника»)

 

Знакомство с широким кругом современных писателей, с тематикой их творчества. Анализ произведений. Выбор отрывка, пересказ от своего имени.

Составление вопросов по данным произведениям. Оформление выставки книг. Самопрезентация «Книга, которую советую вам прочитать»

 

 

25

Мир детства в рассказах А. П. Чехова

«Вертел», «Скрипач Яшка» «Детвора» «Каштанка»

Рассказы о героях прочитанных книг, составленные по разным источникам. Выделение книг  А. П. Чехова  и знакомство с творчеством этого писателя.

Устное аннотирование книг по теме урока.

 

 

26 - 28

«С моей книжной полки»                                  В. Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук» Х.К.Андерсен «Русалочка»

 

Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Составление заданий по данным произведениям (вопросы, кроссворды, ребусы, пиктограммы и т.д. 

Литературная игра «Ты мне, я тебе» по прочитанным произведениям.

 

 

29-30

Путешествие постраницам  сказки

Юрий Олеша. Три толстяка

Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме.

 

Составление заданий по данным произведениям (вопросы, кроссворды, ребусы, пиктограммы и т.д. 

 

 

31

Картины природы в произведениях писателей родного края

 

Знакомство с широким кругом современных писателей, с тематикой их творчества. Анализ произведений.

Выбор отрывка, пересказ от своего имени. Составление вопросов по данным произведениям. Оформление выставки книг.

 

 

32 - 33

Мир детства на страницах русской классики 19 – 20 веков

Д. Мамин – Сибиряк «Емеля – охотник», А. Куприн «Белый  пудель», К. Станюкович «Максимка»

Анализ и оценка умения коротко, понятно, интересно рассказать о прочитанной книге. Знакомство с аннотированным рекомендательным указателем книг и приёмами аннотирования.

Оформление аннотаций на прочитанные книги.

 

 

34

Викторина «По страницам любимых книг».      

 

 

 

 

35

Задания на лето

 

 

 

 

                   

 

Просмотров: 174