РАССМОТРЕНО:
Руководитель МО Эртюкова В.И. _____________ Протокол № ____ От «___»________2016г. |
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР Лопатин Г.В. ____________ «___»_________2016г. |
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Ы-КСОШ № 2 имени Д.А.Петрова» Сергеев Д.В. ____________ «___»________2016г. |
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ
«СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЬНОЙ
МЕДИАЗОНЫ НА БАЗЕ
ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ»
Педагог-библиотекарь: Мочкина М.Д.
Срок реализации: 2016-2018 гг.
Ытык-Кюель
2016/2017 учебный год.
Содержание
І. Актуальность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
ІІ. Паспорт программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
ІІІ. Концепция программы.
Пояснительная записка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Информационная справка о библиотеке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Статистические показатели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Работа с читателями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Концепция программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Цель программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Задачи программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Основные направления программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
ІV. План мероприятий по реализации программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Использованная литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
І. Актуальность
В Федеральной программе развития образования, новых ФГОС отражается социальный заказ на воспитание и формирование социально-адаптированных (будущих успешно-активных, компьютерно-грамотных и информационно-культурных в целом) участников информационного общества. Массово, с достаточно высоким уровнем ресурсного обеспечения и заданной заказчиком (государством) степенью эффективности реализует данный заказ только новая современная система образования.
Школа (базовый элемент образовательной системы) достаточно гибко адаптируется к новому вектору развития, вовлекая в этот процесс всех субъектов учебного процесса и предъявляя требования к их новым свойствам. В то же время субъекты учебного процесса обладают собственным потенциалом свойств, приобретенных в процессе саморазвития. Успешность деятельности и достижение заданного результата системой школьного обучения будет зависеть, в том числе, от направления развития школьной библиотеки, которая, чтобы существовать далее, должна быть реорганизована в школьный информационно-библиотечный центр или медиазону. В условиях реализации ФГОС разработка Программ развития школьной библиотеки становится насущной и первостепенной задачей. В стандарте начальной школы школьная библиотека рассматривается как важнейший компонент учебного процесса, а также как одно из условий реализации стандарта. А в стандарте среднего образования сформулированы требования к комплектованию и функционированию информационно-библиотечных центров на основе разнообразных носителей информации.
В связке «Образовательная система – Школа – Школьная библиотека» школьная библиотека не должна и не может оставаться в стороне от развития и саморазвития.
ІІ. Паспорт программы.
1. |
Название программы |
Программа развития школьной библиотеки как ресурсной медиазоны |
2. |
Нормативно-правовая база разработки программы |
1. Закон РФ «Об образовании». 2. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. 3. ФГОС основного общего образования 4. Положение о школьной библиотеке. |
3. |
Заказчик программы |
Администрация МБОУ «Ытык-Кюельская средняя общеобразовательная школа № 2 им.Д.А. Петрова» |
4. |
Юридический адрес |
678650, Республика Саха (Якутия), Таттинский улус, с. Ытык-Кюель, ул. Пекарского, 28 |
5. |
Разработчики программы |
Мочкина М.Д., педагог-библиотекарь. |
6. |
Сроки реализации программы |
Программа рассчитана на 2016-2018 гг. |
ІІІ. Концепция программы
Пояснительная записка.
Программа развития школьной библиотеки определяет основные направления модернизации школьной библиотеки. Основные положения программы соответствуют «Закону об образовании» РФ. Реализация программы осуществляется с опорой на ресурсный потенциал с ориентацией на актуальные потребности педагогов, обучающихся и их родителей.
Основная цель школьной библиотеки – удовлетворение потребностей детей в духовном и интеллектуальном росте, самопознании и самообразовании; интеграция учащихся в социокультурную среду общества через чтение, обеспечение открытости библиотеки для всех пользователей: учащихся, учителей и родителей, создание равных прав и возможностей для детей всех социальных слоев общества, обеспечение доступа пользователя к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной для него форме.
Одной из основных функций современной школьной библиотеки является информационная функция, осуществление которой предполагает формирование, систематизацию информационных ресурсов и организацию доступа к ним. Обеспечить ее можно только при использовании информационно-коммуникативных технологий в обслуживании пользователей. Современная школьная библиотека в новых условиях предполагает интеграцию функций информационного и культурного центров в интересах инновационного образовательного процесса, т.е.:
— приобщение школьников к чтению как основному виду познавательной деятельности и форме проведения досуга, содействие сохранению и развитию русского и якутского языков как национальных достояний и средств межнационального общения;
— содействие получению навыков непрерывного самообразования и повышения уровня информационной культуры, т.е. получению знаний, умений и навыков в области поиска, анализа, переработки информации, создания и распространения новой информации.
Ожидаемыми результатами реализации программы является создание в школе медиазоны, который позволит сделать доступными для участников образовательного процесса учебно-методические материалы, позволит сделать эффективным процесс подготовки учащихся средних и старших классов к участию в олимпиадах, конкурсах. Внедрение в работу автоматизированной системы учёта библиотечного фонда позволит ускорить обслуживание читателей.
Порядок организации выполнения программы, её ресурсное обеспечение и контроль над ходом реализации программы определяется нормативно-правовыми актами МБОУ «Ытык-Кюельской средней общеобразовательной школы № 2 им. Д.А. Петрова». Программа утверждена советом школы.
Информационная справка о библиотеке
МБОУ «Ытык-Кюельская средняя общеобразовательная школа № 2 им.Д.А. Петрова»
- Библиотека МБОУ Ы-КСОШ № 2 существует с момента основания школы (1966г.). Она расположена в отдельном крыле корпуса № 2с отдельным входом. Читальный зал совмещён с абонементом. Нет книгохранилища. Площадь библиотеки — 36 кв.м. Организует работу библиотеки и читального зала один сотрудник – Мочкина М.Д., которая работает в библиотеке с 1992 г.
- В штатном расписании библиотеки – 1 ставка педагог-библиотекаря.
- Материально-техническая база:
Компьютеры – 2 шт.
Ноутбуки — 4 шт.
МФУ Samsung SCX – 3200 Series – 1 шт.
Документ-камера – 1 шт.
- Библиотечный фонд:
В связи с пожаром (июнь, 2015г., пострадал часть фонда библиотеки (55%)), была произведена чистка фондов от сгоревших, испорченных изданий.
Основной фонд библиотеки (экз.) — 10379 экз.
Художественная литература (экз.) – 3085 экз.
Расстановка библиотечного фонда в соответствии с библиотечно-библиографической классификацией и по алфавиту авторов.
Учебный фонд библиотеки (экз.) – 6 380 экз.
Расстановка учебного фонда: по предметам, по классам
Методический фонд библиотеки (экз.) – 914 экз.
Расстановка библиотечного фонда в соответствии с библиотечно-библиографической классификацией и по алфавиту авторов.
В фонде библиотеки имеется 520 документов на электронных носителях (СD-ROM).
Количество названий выписываемых периодических изданий – 7 наименований.
- Количество читателей – 208 человек, в т.ч. учащихся – 170 чел., учителей – 38 человек.
Статистические показатели:
№ |
|
|
Количество |
1 |
Контингент читателей |
Всего |
208 |
из них, записанных впервые |
46 |
||
учителей и прочих категорий |
38 |
||
учащихся |
170 |
||
% охвата чтением учащихся |
100 |
||
2 |
Книгообеспеченность |
учебная литература (единиц фонда) |
6380 |
художественная литература (единиц фонда) |
3085 |
||
справочная и методическая литература |
914 |
||
Электронные пособия |
520 |
||
3 |
Обращаемость фонда |
Степень использования фондов (%) |
2% |
4 |
Количество посещений |
Всего за год |
1032 |
5 |
Количество книговыдач |
Всего за год художественная литература
|
1291 |
Работа с читателями
При организации работы библиотека руководствовалась принципом: «Информационно грамотные учащиеся должны уметь вполне самостоятельно учиться», а следовательно обучающиеся должны приобрести следующие навыки:
- навыки самообучения;
- навыки сотрудничества;
- навыки планирования;
- навыки поиска и сбора информации;
- навыки сортировки и оценивание информации и т.д.
С этой целью в библиотеке проводятся следующие мероприятия:
- ежемесячно обновляется стенд «Наши юбиляры»;
- проводятся тематические выставки к юбилеям писателей, знаменательным датам истории;
- выставки-обзоры творчества писателей
- знакомство читателей с фондами и ресурсами библиотеки; с новинками литературы, новыми поступлениями;
- библиотечные уроки по обучению информационной грамотности;
- индивидуальные беседы, подборка материалов по запросу пользователей;
- экскурсии и знакомство с библиотекой для первоклассников;
- приобщение учащихся к самостоятельному поиску информации в фондах библиотеки;
- участие в улусных олимпиадах по чтению, конкурсах и викторинах;
Анализ организации библиотечного обслуживания показал, что библиотека обеспечивает пользователей основными библиотечными услугами:
- предоставляет полную информацию о составе библиотечного фонда;
- выдает во временное пользование издания из своих фондов;
- оказывает консультационную помощь в поиске документов;
- составляет библиографические указатели, списки литературы;
- выполняет библиографические справки, проводит библиографические обзоры;
- организует книжные выставки;
- содействует формированию информационной культуры.
При этом:
- ощущается дефицит средств на комплектование библиотечного фонда;
- фонд библиотеки недостаточный, не способный удовлетворить потребности учащихся в современной познавательной и досуговой литературе;
- библиотечный фонд художественной литературы в большинстве устарел; недостаточно художественных произведений, отвечающих требованиям современной школьной программы по литературе, некоторые произведения имеются в 1-2 экземплярах;
- особенное внимание необходимо обратить на художественную литературу для учащихся начальных классов: много старых и ветхих изданий, новых поступлений практически нет;
- литература для учащихся средней и старшей школы пополняется медленно, программные произведения не в полном объеме, недостаточно справочной, публицистической и познавательной литературы;
- периодически ощущается дефицит в точках доступа пользователей к информационным ресурсам и множительной технике.
Основная проблема библиотечного обслуживания читателей школы состоит в несоответствии между функциями современной библиотеки, необходимым объемом и качеством оказываемых услуг и ресурсным обеспечением библиотеки.
Важными факторами воздействия внешней среды на развитие библиотеки являются:
- динамичное развитие школы, расширение области исследований;
- акцент на самостоятельную работу обучающихся;
- активное внедрение ИКТ;
- изменение книготоргового рынка;
- увеличение и расширение спроса на информационно-библиотечные ресурсы.
На развитие библиотеки также влияют:
- отсутствие четкой политики комплектования фондов библиотеки;
- острый недостаток финансовых средств на приобретение литературы;
- отсутствие комплексной программы автоматизации библиотеки;
- низкий уровень информационной культуры пользователей;
- недостаток внеурочного времени у пользователей.
Концепция программы.
Современный этап модернизации российского образования и развития библиотечной системы связан с внедрением в работу школьных библиотек информационных технологий.
В настоящее время возникла потребность в кардинальных изменениях организации информационной среды в школьном образовании. Библиотека общеобразовательного учреждения должна стать центром информационной образовательной среды новой школы. С появлением компьютера в школьной библиотеке преобразуется рутинная работа педагог-библиотекаря, предоставляя новые виды услуг с использованием электронного каталога и образовательных мультимедиа — и Интернет-ресурсов.
Использование современных технологий, повышающих качество и эффективность работы педагог-библиотекарей, приведёт к кардинальным переменам в информационно-библиотечном обслуживании.
Сегодня все участники образовательного процесса: педагоги, обучающиеся, библиотекарь – стремятся к получению оперативной и полной информации с помощью печатных, так и электронных ресурсов. Умение быстро находить информацию, оценивать ее и использовать в своих интересах стало необходимым навыком для каждого человека.
В Манифесте школьных библиотек ИФЛА записано: «Школьная библиотека предоставляет обучающие программы, книги и иные ресурсы всем членам школьного коллектива, тем самым побуждая пользователей развивать критическое мышление и эффективно использовать все виды информации».
В результате анализа было выявлено, что одной из проблем информатизации образовательного процесса является отсутствие единого информационного центра.
Причин этому несколько:
— недостаточный уровень ИКТ компетенции учителей;
— недостаточные условия для реализации творческих проектов учащихся;
— отсутствие эффективных механизмов использования ресурсов школы.
Цель Программы развития библиотеки
— повышение эффективности использования информационных ресурсов школы участниками образовательного процесса.
Задачи:
– обеспечение участникам образовательного процесса, обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее — пользователям) доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий), коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях.
— повышение квалификации сотрудников библиотеки.
— создание локальной сети школы.
— создание страницы библиотеки на сайте школы.
— приобретение и апробация демо-версий программ по автоматизации библиотеки.
— внедрение необходимых программ в деятельность библиотеки.
Решить эти задачи возможно за счет создания информационно-библиотечного центра или медиазоны, который будет выполнять следующие функции:
Образовательную – содействие образованию и воспитанию личности обучающихся посредством предоставления информационных ресурсов и услуг; формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса.
Информационную – обеспечение доступа к информации, удовлетворение информационных потребностей учащихся, педагогов и родителей с использованием как своих ресурсов, так и ресурсов других библиотек.
Культурную — обеспечение духовного развития читателей, приобщение их к ценностям отечественной и мировой культуры.
Досуговую – содействие содержательному проведению свободного времени учащихся, создание творческой коммуникативной площадки.
Создание в школе медиазоны, а впоследствии информационно-библиотечного центра, позволит обеспечить пользователей качественными информационными услугами, повысит уровень библиотечного обслуживания.
Основные направления программы:
- Создание единого информационного образовательного пространства – необходимость сегодняшнего дня. Библиотека должна принимать самое активное участие в управлении всеми информационными потоками в школе, направленными на образование;
- Библиотека должна активно использовать новые информационные технологии, внедрять новые формы и методы организации деятельности школьников разного возраста, обеспечить инновационное развитие самой библиотеки, выстроить новые формы взаимодействия с другими библиотеками, с педагогическим сообществом. Для этого, прежде всего, необходимо достаточное материально-техническое оснащение библиотеки.
- Автоматизация библиотечных ресурсов.
1 |
Стратегическая цель программы
Тактическая цель программы |
Повышение эффективности использования информационных ресурсов школы участниками образовательного процесса: обучающимися, педагогическими работниками, родителями (иными законными представителями) обучающихся (пользователей), доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном (книжный фонд, периодика); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях.
Создание в школе медиазоны с последующей реорганизацией в информационно-библиотечный центр.
|
2 |
Задачи |
1. Создание современных ресурсных фондов библиотеки. 2. Пополнение библиотечного фонда художественной литературой; информационными ресурсами на бумажных и электронных носителях, интернет-ресурсами. 3. Расширение и укрепление материально-технической базы библиотеки: дооснащение средствами, которые позволят внедрить информационные технологии, обеспечивающие свободный и равный доступ участников образовательного процесса к информации. 4. Формирование информационной культуры учащихся. 5. Создание локальной информационной сети школы и включение в нее библиотеки. 6. Автоматизация библиотечных процессов. 7. Создание раздела «Библиотека» на сайте школы. 8. Работа в программе АИБС «MARC- SQL». 9. Расширение партнерских связей и сотрудничества со всеми заинтересованными лицами и организациями в поддержке и продвижении чтения.
|
3 |
Основные направления программы |
1. Создание зонального пространства медиазоны и укомплектование необходимым пользовательским оборудованием. 2. Создание нормативной базы медиазоны. 3. Формирование информационных ресурсов и реорганизация доступа к ним. 4. Создание условий для свободного пользовательского доступа ко всем библиотечным ресурсам (включая интернет базы) всех участников образовательного процесса. 5. Популяризация школьной библиотеки путем модернизации библиотечного обслуживания и привлечения новых читателей. 6. Кооперация и интеграция деятельности школьной библиотеки с различными партнерами.
|
4 |
Ожидаемые результаты реализации программы |
1. Оснащение школьной библиотеки современным пользовательским оборудованием. 2. Повышение уровня ИКТ – компетентности педагог-библиотекаря. 3. Улучшение качественного и количественного комплектования библиотечных фондов. 4. Обеспечение реализации прав и равных возможностей для читателей библиотеки: — на пользование актуальной и достоверной информацией оперативно, неоднократно и бесплатно; — на доступ и приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры; — на интеллектуальный досуг в безопасных, комфортных условиях; — на предоставление читателям свободного бесплатного доступа в Интернет для эффективного поиска информации, дополнительного образования; — на организацию и поддержку различных форм межнационального культурного обмена и сотрудничества, обеспечивающих рост взаимопонимания и взаимоуважения различных наций и народностей: — на организацию совместной работы учащихся и учителей. 5. Увеличение читательской активности. 6. Повышение качества научных работ учащихся и учителей. 7. Отказ от бумажной картотеки.
|
5 |
Источники финансирования программы |
Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств.
|
6 |
Этапы реализации программы |
Программа рассчитана на 2016-2018 г.г. 1 этап – разработка программы — июнь 2016г. 2 этап – реализация и корректировка программы — 2016-2018 г.г. 3 этап- подведение итогов, корректировка, перспективы- сентябрь, октябрь 2018г.
|
7 |
Система контроля за исполнением проекта |
Мониторинг, анализ документов, наблюдение, анкетирование, аналитические справки.
|
План мероприятий по реализации
«Программы развития библиотеки МБОУ «Ытык-Кюельской средней общеобразовательной школы № 2» на 2016-2018 гг.
№ |
Мероприятие |
Срок |
Исполнители |
|
1. Создание нормативной базы медиазоны школы |
||||
1. |
Создание нормативной базы медиазоны школы. Внесение дополнений в Положение о школьной библиотеке. Формирование пакета документов, регламентирующих работу библиотеки, с учетом разработанной Программы развития библиотеки и требованиям ФГОС. Определение списка документов, необходимых для регламентации деятельности библиотеки в условиях сопровождения введения ФГОС ООО. Определение метода анализ соответствия содержания деятельности библиотеки требованиям ФГОС. |
2016 |
Мочкина М.Д., зам. директора по УМР. |
|
2. |
Создание материально-технических и кадровых условий для развития библиотеки Организация и оснащение необходимым пользовательским оборудованием медиазоны в библиотеке. Прохождение педагог-библиотекарем курсов по информационным технологиям. Разработка карты и инструментария оценки профессиональной компетентности и компетенции педагог-библиотекаря. |
2016-2017 |
Директор Мочкина М.Д. |
Неограниченный доступ пользователей к библиотечным электронным ресурсам. |
3. |
Формирование информационных ресурсов и реорганизация доступа к ним: а) списание устаревшей литературы; б) обновление фонда художест-венной литературы; в) пополнение учебного фонда; г) обеспечение доступа в «Интернет» в школьной библиотеке; д) создание страницы «Библиотека» на сайте школы; е) проведение библиотечных уроков с использованием ИКТ. ж) предоставление массовой и индивидуальной информации о новых поступлениях литературы, цифровых образовательных ресурсов, выставках, обзорах, мероприятиях, конкурсах в библиотеке и на сайте школы. |
2016-2018 |
Администрация школы,
Мочкина М.Д.
|
Доступность и востребованность информации всеми участниками образовательного процесса, популяризация школьной библиотеки, расширение возможностей для пользователей библиотеки |
4. |
Автоматизация библиотечных ресурсов а) установка программного обеспечения «Автоматизированная информационная библиотечная система MARK- SQL – версия для школьных библиотек»; б) создание электронного каталога библиотечного фонда; в) пополнение информационной страницы на сайте школы с ссылками на порталы с электронными учеб-ными и методическими ресурсами. г) обеспечение справочно-библио-графического обслуживания в автоматизированном режиме |
2016-2018
|
Мочкина М.Д.
|
Объединение всех компьютеров ОУ в единую локальную сеть. Создание электронного каталога. Отказ от бумажной картотеки. |
2. Кооперация и интеграция деятельности с различными партнёрами |
||||
1. |
Активизация участия школьной библиотеки в работе Интернет-конференций, расширение круга сотрудничества с другими библиотеками улуса, республики. |
В течение года |
Педагог-библиотекарь |
Активизация и повышение темпов иннова-ционного раз-вития библиотеки |
2. |
Сотрудничество с ЦУБ и детской библиотекой, с библиотеками других школ в насыщении информационных потоков, а также проведения мероприятий, направленных на популяризацию чтения и библиотек. |
В течение года |
Педагог-библиотекарь |
Качественное и оперативное обеспечение образовательного процесса |
3. |
Участие библиотеки и ее пользователей в конкурсном движении. |
В течение года |
Педагог-библиотекарь |
Рост активности и результативности участия. |
4. |
Участие в разработке воспита-тельных программ, в работе МО классных руководителей, гумани-тарного цикла и др. |
В течение года |
Педагог-библиотекарь, руководители МО |
Повышение эффективности воспитательной работы |
3. Мероприятия по обеспечению продуктивного медиазоны, популяризации и востребованности библиотечных услуг. |
||||
1. |
Разработка плана мероприятий по совершенствованию библиотечных технологий на базе использования современных компьютерных средств (на основе анализа работы школьной библиотеки, программы развития ОУ) |
В течение года |
Педагог-библиотекарь |
Повышение эффективности работы медиазоны.
Увеличение числа пользователей.
Востребованность библиотечных услуг. |
2. |
Своевременное проведение обра-ботки и регистрации в электронном каталоге поступающей литературы |
По мере поступления |
Педагог-библиотекарь |
|
3. |
Обеспечение свободного доступа читателей к фонду библиотеки. |
В течение года |
||
4. |
Обслуживание читателей |
|||
5. |
Соблюдение правильной расстановки и классификации фондов. |
|||
6. |
Систематическое наблюдение за своевременным возвратом выданных изданий. |
|||
7. |
Ведение работы по сохранности фонда. |
|||
8. |
Создание и поддержание комфорт-ных условий для работы читателей. |
|||
9. |
Анализ читательской активности и востребованности библиотечных ресурсов. |
|||
10. |
Оформление тематических, обзорных выставок. |
|||
11. |
Информационное и рекламное обеспечение пользователей о работе медиазоны. |
|||
12. |
Проведение индивидуальных рекомендательных бесед с читателями, встреч у выставки. |
|||
13. |
Организация конкурсов, викторин, экскурсий, обзоров и т.д. в виртуальной библиотеке на сайте школы. |
|||
14. |
Привлечение новых пользователей. |
|||
4. Расширение объема ресурсного обеспечения библиотечно-информационных услуг на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий. |
||||
1. |
Активизация использования баз данных пользователями ОУ за счет формирования единого информационного пространства школы и создания веб-сайта для пользователей. |
2016 |
Администрация. Педагог-библиотекарь |
Повышение эффективности учебно-воспитательной работы |
2. |
Участие в проведении совместных исследовательских проектах, акциях, презентациях, открытых уроках. |
В течение года |
Учителя, классруки, библиотекарь |
|
3. |
Консультационно-информационная работа с МО учителей – предметников, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий по обеспечению УМК. |
Педагог-библиотекарь |
||
4. |
Предоставления информационных, библиотечных услуг медиазоны (в соответствии с планом работы ОУ) |
|||
5. Работа по пропаганде ББЗ. Формирование информационной грамотности учащихся
|
||||
1. |
1 класс. — Знакомство с библиотекой. — Правила пользования и правила обращения с книгой. — Мои первые книги. |
В течение года
В течение года |
Педагог-библиотекарь |
|
2. |
2 класс — Знакомство с устройством и работой библиотеки. Запись в библиотеку. — Виды информационных ресурсов. |
|
||
3. |
3 класс — Как читать книги. — Обучение навыкам свободного пользователя. — Медиаресурсы и их возможности. |
|
||
4. |
4 класс -Справочная литература. — Научно-познавательная литература для детей. |
|
||
5. |
5 класс — Виртуальные библиотеки. — Электронные и печатные ресурсы. |
|
||
6. |
6 класс — Каталоги, их виды и возможности. |
|
||
7. |
7 класс — Структура книга и использование ее справочного аппарата при работе с ней. — Реферат, доклад, презентация, исследовательская работа. |
|
||
8. |
8 класс — Методы самостоятельной работы со всеми видами библиотечных ресурсов. |
|
||
9. |
9 класс — Электронные базы данных учебных пособий. — Электронные тренажеры. |
|
||
6. Повышение квалификации
|
||||
1. |
Работа по самообразованию: Освоение информации из профессиональных изданий. |
В течение года |
Педагог-библиотекарь |
|
2. |
Участие в семинарах педагог-библиотекарей, курсах с целью обмена опытом работы и повышения квалификации и повышения эффективности работы школьного библиотекаря. |
По плану ууо |
Педагог-библиотекарь |
Создание системы непрерывного образования педагог-библиотекарей |
Использованная литература:
- Волобуева М.Ю. Методические рекомендации по составлению программы развития школьной библиотеки / М.Ю. Волобуева — //Школьная библиотека.- 2010.- №8.-С.27-29.
- Ястребцова Е.Н. Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения: Методические рекомендации для библиотекарей, учителей и администрации школ /Е.Н. Ястребцева.- М.:БМЦ, 2002.
Интернет-ресурсы:
- http://www.websib.ru/noos/director/books/1.html — Ястребцова Е.Н. Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения/
- http://lifereflex/blogspot.com/2010/09/blog-post.html — Подъяпольская О. Школьная библиотека – курс на планирование, осуществление и … развитие!!!
- http://lib.1september.ru/view_article.php?id=201001104 – Лякина Г. Еще раз о проектах в школе и библиотеке.
- http://lib.1september.ru/view_article.php?ID=200900410 – Кондрашова С. Модернизируем нашу библиотечную среду.
- http://www.eos_delopr/eos_law/detail.php?ID=29681 — Концепция развития библиотечного дела РФ до 2015 г. (проект)